воскресенье, 5 января 2014 г.

Танцы-шманцы и Гаудия Сампрадая




Бхакта: Но, йолыч-палыч, это же не так. Гаудия Сампрадайа-то рассчитана больше на образованных людей, которые хорошо знают Веды, Санскрит и, что главное, РАЗБИРАЮТСЯ В ЭСТЕТИКЕ.
Но в итоге на данный исторический момент мы получаем большой приток народа, который любит танцевать (блин, как же я ненавижу танцы), петь хором мантры и есть прасад.
Из-за этих танцев-шманцев мы теряем значительную часть интеллектуалов и нежно-чувствующих гуманитариев-полиглотов, которые по идее и должны привлекаться "Шри Джайва-Дхармой", сочинениями Шри Шримад Рупы Госвами и "Натья-Шастрой".

Damodar das: Гаудия Сапрадая расчитана для всех людей: интеллектуалы могут погружаться в изучение таких глубоких философских произведений, как "Шад Сандарбха" и "Веданта Сутра" с Говинда Бхашьей. (о правильном процессе изучения шастр, я писал тут ) А простые люди тоже могут, как это ни странно, благодаря "танцам-шманцам" и воспеванию Святого Имени, вернуться к Богу. (о том, что бхакти не зависит от уровня IQ, я писал тут)

К вопросу о ненависти к танцам. Танцы упоминаются Рупой Госвами как одна из 64 анг садхана бхакти:  nirmālyādeś ca tasyāgre tāṇḍavaṁ daṇḍavan-natiḥ . (БРС. 1.2.84). Невависть к анге бхакти выглядит достаточно странной.
Да и сами Госвами, как говорится в "Шад Госвами Аштаке", хоть и были высочайшими интеллектуалами, nānā-śāstra-vicāraṇaika-nipuṇau ("множества шастр в изучении и осмыслении [стали] уникально сведущими"), однако  были погружены в киртан и танцы: kṛṣṇotkīrtana-gāna-nartana-parau  ("громкому прославлению Шри-Кришны, пению и танцам посвятившими себя").

Если копнуть глубже, то танец является также, кроме того что просто ангой садхана-бхакти, также и анубхавой (тем, что выражает бхава-бхакти, которое находится внутри сердце). БРС. 2.2.2: nṛtyaṁ viluṭhitaṁ gītaṁ - то есть неудержимый танец является одним из внешних признаков достигших совершенства душ.
Как описывается в Чайтанья Чаритамрите (Ади 10.17):

vakreśvara paṇḍita — prabhura baḍa priya bhṛtya
eka-bhāve cabbiśa prahara yāńra nṛtya


"Пятая ветвь [древа Господа Чайтаньи], Вакрешвара Пандит, был очень дорогим слугой Господа Чайтаньи. Он мог танцевать в непрерывном экстазе семьдесят два часа подряд."

Из Мадхья Кханды Чайтанья Бхагаваты: 

"Однажды, сидя в преддверии храма Вишну, Шри Чайтанья стал громко просить: "Принесите Мне меда! Принесите Мне меда!" Нитьянанда Прабху Гошани понял, что Господь вошел в состояние Господа Баладевы во время танца раса с гопи Вриндавана. Нитьянанда Прабху принес кувшин с водой из Ганги и поставил его перед Господом. Шри Гаурасундара, выпив воды, стал танцевать в точности, как Господь Баларама, охмелевший от Варуни, медового напитка. Так Шри Чайтанья явил игры Господа Баладевы на берегу Ямуны, когда Он призывал реку к Себе. Адвайта Ачарья видел в этот момент в Шри Чайтанье Самого Балараму. А Ванамали Ачарья видел золотой плуг в руке Баларамы. Все преданные танцевали вместе с Господом, утопая в любви к Кришне. Они танцевали непрерывно двенадцать часов подряд. А когда наступил вечер, то пошли на берег Ганги, чтобы принять омовение. После чего в самом светлом настроении разошлись по домам."






1 комментарий:

  1. танец- это же выражение эмоций, любви восторга (когда они есть))...
    Принудительные танцы- это не очень, а когда сердце просит танцевать-это же прекрасно!

    Мне раньше казались танцы в линеечку в ИСККОН- ерундой...но потом я поняла, что это отличная динамическая медитация!!!Можно медитировать на арати просто похлопывая и покачиваясь, а можно танцевать в линеечке со всеми: когда движения изучены- мозг отключается и можно думать о чем хочешь

    ОтветитьУдалить