пятница, 14 марта 2014 г.

Могут ли млеччхи стать брахманами в этом рождении? (Часть 4)

Адвайта дас, автор статьи и мой шикша Гурудев :-)


Когда Шриман Махапрабху отправлялся в путешествие, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рамананда Рай хотели, чтобы вместе с Ним был брахман – Он не ел злаки от не-брахманов. (Ч.Ч. Мадхья17.10-12):

āmā duṅhāra mone tabe boro sukh hoy; ek nivedana yadi dhara, dayāmaya
‘uttama brāhmaṇa’ ek saṅge avaśya cāhi ; bhikṣā kori bhikṣā dibe jābe pātra bohi
banapathe jāite nāhi ‘bhojyānna’ brāhmaṇa; ājñā koro – saṅge coluk vipra ekjan

«Мы были бы оба очень счастливы, если бы Ты внял нашей мольбе, О Милостивый! Определенно, Тебе следует путешествовать с хорошим брахманом, который мог бы собирать милостыню для Тебя, кормить Тебя и нести Твой горшок с водой. Когда Ты будешь идти через джунгли, там не будет брахманов, у которых Ты мог бы поесть. Поэтому разреши чтобы с тобой пошел один брахман».  

 Ч.Ч. Мадхья 17.58-60:

ye grāme rohen prabhu tathāya brāhmaṇa; pānca sāt jan āsi kore nimantraṇa
keho anna āni dey bhaṭṭācārya sthāne; keho dugdha dadhi keho ghṛta khaṇḍa āne
jāhā vipra nāhi tāhā ‘śūdra mahājana’; āsi sabe bhaṭṭācārye kore vanya vyañjana
bhaṭṭācārya pāka kore vanya vyañjana; vanya vyañjana prabhura ānandita mana

«Когда Господь приходил в какое-нибудь село, приходило пять или семь брахманов, и приглашали Его к себе. Некоторые давали злаки Бхаттачарье, другие давали молоко, йогурт, очищенное масло или сладости. Там где не было брахманов, великие преданные-шудры приходили и давали Бхаттачарье лесные овощи, чтобы он приготовил их для Господа. Прабху был счастлив есть эти овощи, приготовленные Бхаттачарьей». 

Махапрабху и Бхаттачарья идут через джунгли
Следует отметить, что Господь принимал лишь овощи от преданных-шудр.
 Чайтанья Чаритамрита (Антья 10.139-141):

ācārya-ratna, ācārya-nidhi, nandana, rāghava; śrīvāsa-ādi joto bhakta, vipra sab
eimata nimantraṇa koren jatna kori; vāsudeva gadādhara, gupta murāri
kulīna-grāmī, khaṇḍavāsī, āra joto jan; jagannāthera prasāda āni koren nimantraṇa

«Преданные, такие как Ачарья-ратна, Ачарья-нидхи, Нандана, Рагхава и Шриваса – все были брахманами и приглашали Господа на обед. Васудева, Гададхара, Мурари Гупта и жители Кулина-грама и Кханды (которые не были брахманами) приносили прасад от Господа Джананнатхи [т.е. не готовили сами]».

Ч.Ч. (Антья 154-155):  

gopīnāthācārya, jagadānanda, kāśīśvara; bhagavān rāmabhadrācārya, śaṅkara, vakreśvara
madhye madhye ghara bhāte kore nimantraṇa; anyera nimantraṇa prasāde kauḍi dui paṇa

«Гопинатхачарья, Джагадананда, Кашишвара, Бхагаван Рамабхадрачарья, Шанкара, Вакрешвара (которые были брахманами) готовили для Господа у себя дома, в то время как другие бхакты покупали прасад для Него на сумму в 2 кауди».

śrīvāsādi joto prabhura vipra bhakta-gaṇa; prabhuke bhikṣā dite hoilo sobākāra mana

«(когда Господь впервые принял милостыню в доме Адвайты Прабху сразу же после принятия саньясы) Шриваса и все остальные преданные-брахманы хотели пригласить Господа на трапезу». (Ч.Ч.Мадхья 3.168)

Чайтанья Чаритамрита (Ади 7.45-46):

kāśīte lekhak śūdra candra-śekhara;
tār ghare rohilā prabhu svatantra īśvara
tapana miśrera ghare bhikṣā nirvāhaṇa……

«Находясь в Бенаресе, независимый Господь (Махапрабху) находился в доме писаря Чандрашекхары, который был шудрой, но ел в доме Тапана Мишры (который был брахманом)…».

Также в Чайтанья Бхагавате (Антья 9.118-119) описывается, что Махапрабху ел только от брахманов:

tathā bhikṣā āmāra, ye hoy lakṣeśvara; śuniyā brāhmaṇa sab cintita antara
vipragaṇa stuti kori bolen gosāi; lakṣera ki dāy sahasreko kāro nāi

«Я буду принимать приглашения только от тех, у кого есть один лакх. Услышав это, брахманы обеспокоились. Випры сказали: «О Господь, что уж говорить про лакх, у нас нет даже тысячи»».

Также предельно ясно из всех этих цитат, что никто из окружения Махапрабху не был человеком, который был брахманом, не родившись вначале как брахман, иначе все это разделение не проводилось бы. 
Махапрабху и Рамананда Райа
Хоть Махапрабху и разыграл времяпровождение того, что брахман и саньяси может быть просвещен шудрой и грихастхой, таким как Рамананда Райа, который, в Чайтанья Чаритамрите Мадхья Лила 8, показал ему высший предел учения Вайшнавов, наставляя Его как шикша гуру (kibā vipra kibā nyāsī śūdra kene noy ye kṛṣṇa tattva vettā sei guru hoy), Махапрабху никогда не ел у него. Вначале Он смиренно признал (Ч.Ч. Мадхья 8.43):

ei jāni – kaṭhin mora hṛdaya; śodhite sārvabhauma kohilen tomāra milite

«Я знаю, что у меня твердое сердце, поэтому Сарвабхаума сказал мне встретиться с тобой».
 
Но после этого Он последовал марьяде, внешнему протоколу: 

heno kāle vaidika eka vaiṣṇava brāhmana; daṇḍavat kori koilo prabhura nimantraṇa

«В это время Вайдика Вайшнава брахман пришел и пригласил Махапрабху». (Ч.Ч. Мадхья 8.45) 

Это подтверждает, что внешний протокол и духовная оценка – это два отдельных мира, которые не должны смешиваться. 

Шри Кришна провозгласил в Бхагавад-Гите (3.21-24), что Он следует правилам, иначе миры разрушатся. Действительно, даже в аштакалийа лиле Кришна следовал внешнему протоколу: 


tuṅgī subhadra jananī jananīti vijñā vijñāpitā vrajapayā pariveśanāya;
bhojyaṁ kramāt pariviveśa sarohiṇīkā viprātmaja svadhava devara putrakebhyaḥ

«Мать Субхадры Тунги была специалистом в этикете и служении, поэтому по просьбе матушки Яшоды, и пользуясь помощью Рохини, она служила [раздавая прасадам]. Вначале она служила брахманам, тогда своему мужу, после этого своим зятьям, и лишь после этого – мальчикам (включая Кришну)». (Говинда Лиламрита 20.45)

Кришна был последним, кто получал прасадам. Если Верховный Господь может быть таким смиренным, тогда почему бы шудрам и млеччхам не принять тот простой факт, что они не принадлежат к высшему классу?

kiṁ punar brāhmaṇāḥ puṇyā bhaktā rājarṣayas tathā

« [если женщины, вайшьи и шудры могут достичь Высшей Цели] То что уж тут говорить о брахманах, добродетельных и святых царях?» (Б.Г. 9.33)

Человек может бросить вызов тут: «А что насчет вот этих стихов тогда, которые цитируются в писаниях Госвами?»:

śūdraṁ vā bhagavad bhaktaṁ niṣādaṁ śvapacaṁ tathā
vīkṣate jāti-sāmānyāt sa yāti narakaṁ dhruvam

«Преданный Верховного Господа может быть рожден как шудра, нишада, или даже как собакоед, но каждого, кто смотрит на такого преданного в соответствии с генеалогией или кастой, наверняка ждет падение в дьявольские религии». (Хари-бхакти Виласа 10.119) или:

arcye viṣṇau śilā-dhīr guruṣu nara-matir vaiṣṇave jāti-buddhiḥ….yasya vai nārakī saḥ

«Те, кто считает божество Вишну  камнем, Гуру – обыкновенным человеком и вайшнавов – принадлежащих к определенной касте… несомненно являются адскими людьми». (цитируется в Падьявали Рупы Госвами 114)


На это может быть дан такой ответ: Эти стихи являются прославлением Вайшнавов, они предостерегают нас не относится в низкорожденным вайшнавам с презрением или неуважением и настаивают, что их следует почитать. Как в Упадешамрите (5) Рупы Госвами: kṛṣṇeti yasya giri taṁ manasādriyeta dīkṣāsti cet praṇatibhih«мысленно почитай каждого, кто повторяет имена Кришны, падай ниц перед тем, кто получил посвящение».
В 6 стихе Упадешамриты говорится: 

dṛṣṭaiḥ svabhāva janitair vapuṣaś ca doṣair
na prākṛtatvam iha bhakta janasya paśyet
gangāmbhasaṁ na khalu budbuda phena pankair
brahma-dravatvam apagacchati nīra-dharmaiḥ

«Хоть у преданного и могут быть плохие привычки и несовершенное тело, он не должен оцениваться таким мирским образом: точно также как вода Ганги признается божественным субстанцией, хоть и может быть покрытой пузырьками и пеной».

Однако, в практической вайшнавской жизни мы можем увидеть, что разграничение проводится. Махапрабху не ел злаки от вайшнавов не-брахманов , включая Рамананду Рая, и вайшнавы упоминаются вместе с их кастой – определенно, это не делало Шри Чайтанью Махапрабху «адским человеком». Например: 

miśrera sakhā teṅho prabhura pūrva dāsa
vaidya-jāti, likhana-vṛtti, vārānasī-vāsa

«Чандрашекхара был другом Тапана Мишры и предшествующим слугой Господа. Он был из касты ваидхья . Он был писарем и жил в Бенаресе».  (Ч.Ч. Мадхья 17.92)
Пушпа самадхи Тапаны Мишры и Чандрашекхары
heno kāle āilo vaiṣṇava 'kṛṣṇadāsa' nāma
rājapūta-jāti,----gṛhastha, yamunā-pāre grāma

«Тогда пришел вайшнав, которого звали Кришнадас. Он был из касты раджпутов – семейным человеком, который жил в деревне на другом берегу Ямуны». (Ч.Ч. Мадхья 18.82)

śūdra viṣayī-jñāne upekṣā nā koribe
āmāra vacane tāṅre avaśya milibe

 «Пожалуйста, не пренебрегай им, думая, что он принадлежит к шудрам и полностью занят материальной деятельностью. Поэтому моя просьба состоит в том, чтобы ты встретился с ним». (Ч.Ч. Мадхья 7.63) 

yāhā vipra nāhi tāhā 'śūdra-mahājana'
āsi' sabe bhaṭṭācārye kore nimantraṇa

"Там, где не было брахманов, приходили великие преданные шудры и приглашали Балабхадру Бхаттачарью». (Ч.Ч. Мадхья 17.60) 

У Шри Чайтаньи Махапрабху были Свои Рагхунатхи: один был Рагхунатха Ваидхья, второй – Рагхунатха Бхатта, и третий – Рагхунатха Дас. Каждого звали в соответствии с джати.
Даже Нитьянанду Прабху, которого считали наиболее либеральным, обслуживали брахманы во время фестиваля чида-дадхи [дробленого риса] в Панихати:

āra tina kuṇḍikāya avaśeṣa chilo; grāse-grāse karivipra saba bhakte dilo
puṣpa-mālā vipra āni’ prabhu-gale dilo; candana āniyā prabhura sarvāṅge lepilo

«Там была пища, которая осталась в трех других больших горшках, и один брахман раздал по пригоршне ее всем преданным. Тогда брахман принес цветочную гирлянду, одел ее на шею Нитьянанде Прабху и умастил сандаловой пастой Его тело». (Ч.Ч. Антья 6.95-96).

Все окружение Шри Чайтаньи  Махапрабху следовало социальному протоколу. Шри Гададхар Пандит однажды был принужден Валлабхой Бхаттой услышать его объяснения духовных истин (bhaṭṭa jāy, tabu poḍe kori balātkār, Ч.Ч. Антья 7.96), хоть никто в Пури не слушал их, поскольку они к тому моменту были отвергнуты Махапрабху (prabhur upekṣāy sab nīlācaler jan; bhaṭṭera vyākhyān kichu nā kore śravaṇ, 7. 91). Таким образом, Гададхара находился в затруднительном положении (sankaṭe poḍilo paṇḍit, koroye saṁśoy, 7.95). Однако, поскольку Валлабха Бхатта был высочайшего происхождения, Гададхара не запрещал ему говорить его отвергнутые теории (ābhijātye paṇḍit korite nāre niṣedhan, 7.97). Он следовал этикету, хоть и рисковал стать объектом насмешек спутников Махапрабху из-за этого, и это действительно произошло (tathāpi prabhur gaṇ kore praṇaya roṣa, 7.99).

Рагхунатха даса Госвами
Шрила Рагхунатха даса Госвами является рагануга ачарьей, но он также следовал протоколу, несмотря на то что рагануга бхакти является трансцендентальной по отношению к материальному миру и даже к регламентированной преданности (видхи бхакти).
Хоть во втором стихе своей Манах Шикши (наставлений уму) он и предостерегал - na dharmaṁ nādharmaṁ śrutigaṇa niruktaṁ kila kuru – «Не занимайся ни религиозной, ни противоречащей религии  деятельностью, упомянутой в Ведах», таким образом показав свое отчуждение от этого материального мира, но все же в ступительном стихе Манах-шикши он сказал: gurau goṣṭhe goṣṭhālayiṣu su-jane bhū-sura gaṇe «О ум, поклоняйся Гуру, Враджа-бхуми, Враджаваси, святым и брахманам». 
 
Подводя итоги, существует внутренний мир бхакти, и внешний мир марьяды (уважения, протокола).
Двенадцатая песнь Бхагаватам предсказывает упадок Ведического общества, и Шесть Госвами, несомненно, прочитали Бхагаватам очень внимательно и также прокомментировали его. Поэтому они были осведомлены в том, что будет происходить позже в Кали-югу и могли создать искусственную новую кастовую систему, если бы они хотели; или же, поскольку они являются марионетками в руках Махапрабху, если бы у Махапрабху было такое желание. Но они не сделали такого, и последующие ачарьи должны уважать это и не ставить себя выше них.

1 комментарий:

  1. Несмотря на разногласие с автором относительно даной статьи,прошу прощение если чем то Вас обидел в своих коментах.

    ОтветитьУдалить