среда, 31 декабря 2014 г.

Критика и оскорбления: в чем различие?

Помнится,  достаточно давненько уже был блог о критике: "Вайшнав не должен критиковать других вайшнавов?" http://damodardas.blogspot.com/2013/11/blog-post_2.html

Критика и оскорбление - это совершенно разные вещи, хотя, зачастую происходит так, что невежественные неофиты смешивают эти два понятия, и принимают критику за оскорбление. Они говорят, что если люди указывают на очевидные ошибки, передергивания и т.д. [в шастре и в поведении людей] - то уже априори является вайшнава-апарадхой, оскорблением,  и в том, кто указывает на ошибки, сразу начинают искать корыстные мотивы... А если напрямую их найти не получается, объявляют, что это делается просто "из зависти".
Давайте разберем, что такое "критика", а что такое "оскорбление".
(из Википедии):

Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») —

* выявление противоречий;
* разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
* отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
* исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).

Оскорбление (iniuria римского права), как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к другой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания того, что данное действие может причинить оскорбление. Оскорбление может быть обидой. Оскорбление — умышленное или по неосторожности унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, т. е. форме, контрастирующей принятым в обществе, в котором производится деяние, нормам. Оскорбление может быть нанесено словесно, письменно, действием, публично, как в присутствии так и в отсутствие пострадавшего. При оскорблении не сообщается позорящих пострадавшего сведений, а дается отрицательная оценка его личности в грубой форме.


 ---------------

Другими словами, критика очень близка к понятиям анализа и аналитики, кои и являются инструментами критики. Для оскорблений зачастую большого ума не надо, а вот для критики требуется большой объем знания и аналитический склад ума и мышления.
И вот тут играет ключевую роль, с какой мотивацией человек критикует: если у него чистая благая мотивация, это не будет оскорблением. Как говорит Бхактивинод:  "Если намерения человека благие, писания не запрещают с осторожностью осудить чьи-либо недостатки...Если мотив осуждения – вдохновить преданного принять прибежище у лотосных стоп истинного вайшнава и оставить неискренних, так называемых, «проповедников» религии, то нет риска совершить садху-нинду (оскорбление святой личности) или вайшнава-апарадху (оскорбление вайшнава). В подобных случаях даже критика, напрямую направленная на какую-то личность, не несет в себе греха".

Если не указывать на ошибки - установить Истину будет невозможно... Но нужно всегда четко понимать, что есть какие-то недостатки, искажения, грехи, а есть человек. И указывая на недостатки, грехи, испытывать при этом уважение к тем личностям, которые являются объектом критики. Как христиане  говорят: "Ненавидеть грех, но любить грешника"....

Комментариев нет:

Отправить комментарий